понедельник, 6 января 2014 г.

Быть или не быть дому Спендиарова?

Информация: Новости Белогорья
Автор: Эскендер Ильясов
20 ноября 2013 г. в Белогорском районном доме культуры состоялось обсуждение Стратегического плана развития города Белогорска до 2020 года. Один из выступавших, назвавший себя патриотом города Белогорска, сказал, что дом, в котором жил А.Спендиаров необходимо сохранить еще и потому, что «знаменитую татарскую «Хайтарму» написал наш знаменитый композитор Спендиаров»(!?), на что незамедлительно последовала реплика из зала – «в то время, когда появилась «Хайтарма, он еще не родился».

В конце 80-х годов прошлого века на дом Спендирова положили «глаз», чтобы «разрушить до основания, а потом…» на его месте построить новый, где счастливо и весело будут жить белогорцы. Для того чтобы заручиться поддержкой народных масс на страницах районной газеты «Сельская новь», на то время органа Белогорского комитета Компартии Украины и Районного совета народных депутатов Крымской области, стали публиковать письма трудящихся, которые единогласно одобряли решение о сносе дома композитора. Кто знает, может быть, именно эта статья Эскендера Ильясова, опубликованная под псевдонимом Э.Тав-Даирлы в № 69(7428) от 6 июня 1989 г. остудила горячие головы руководства города и благодаря которой дом Спендиарова оставили в покое. 

Быть или не быть дому Спендиарова ?

Дом А. Спендиарова… Знаменитая крымская черепица, балкон, колонны, переставленные окна и двери – и всю эту жалкую, убогую картину завершает скромная табличка, у которой вид еще более древний, чем само здание.

А как выглядит этот нехитрый дом с высоты равнодушия и забвения? С названной точки до сих пор и просматривалась его культурная, историческая и архитектурная значимость.

А ведь в свое время выдающийся армянский композитор А. Спендиаров (настоящая фамилия Спендиарян) большой интерес проявил к нашему городу, известному своим богатым музыкальным фольклором, жил и работал в Крыму, впоследствии подарил миру свои популярные сюиты «Крымские этюды», исполняемые Большим симфоническим оркестром, звучавшие во многих городах России, в Германии и Дании, в Италии и в США, достойно вошедшие потом в золотой фонд.

Творчество Спендиарова развивалось под весомым влиянием крымскотатарского музыкального фольклора. Еще в юношеские годы впечатлительный и глубоко одаренный Спендиаров вобрал в себя все богатство народных мелодий. На творчество композитора не могло не повлиять и само место, его окружение, где почти рядом стояли Караван-сарай Нижний Ташхан, а чуть поодаль во всем своем великолепии мечеть Шор-Джами, разрушенная в 50-е годы сталинскими вандалами.

Именно опора на народную музыку роднит его с основоположниками русской классической музыки М. Глинкой, с Н. Римским-Корсаковым, А. Глазуновым и другими, которые в своем творчестве использовали мелодии крымских татар.

Крымскотатарское песенное народное творчество оказывает определенное влияние на Н. Римского-Корсакова при создании им сюиты «Шехерезада» и вступления «Океан - море синее» к опере «Садко», на А. Глазунова в его четвертой симфонии, в сюите «Восточный танец». Автор «Крымского ханства», известный русский востоковед В. Смирнов передает Глазунову ноты шести крымскотатарских мелодий. Увлеченно он работает над ними и в 1927 году пять из них готовит в печать, но по какой-то причине выпуск этих произведений не состоялся.

Ученик Римского-Корсакова, близкий товарищ и друг Глазунова, Спендиаров встречается с А.Чеховым, Л.Толстым, Ф.Шаляпиным, А.Горьким. Не раз бывал Глазунов гостем Спендиарова в Крыму.

Спендиаров хорошо знал крымскотатарский язык, много общался с местным населением, сам переводил тексты песен, которые ему пели ашуги Карасувбазара и Таракташа (с.Дачное), Судака и Ялты. Собранный материал открывал неограниченные возможности, и одаренный композитор ими успешно пользовался. Идет скрупулезная исследовательская работа, появляются десятки вариантов той или иной песни, систематизируется, отбирается самое лучшее. Фиксируются краткие биографические данные исполнителя песен, число, месяц, год и место записи: «1910 год, 8 апреля, Карасубазар. Песни записаны от Аказана Сандыкчы, Халиля Аппаза, Халиля Рахмана…». Или под нотами песни «Кесек-кесек» запись: «Напел таракташский рабочий Мамет» и другие.

ЭТО И МНОГОЕ другое мы знаем о музыке, о жизни композитора – и вот печальная альтернатива нашего времени: быть или не быть дому Спендиарова. Наш гражданский долг – выцветшую мемориальную доску заменить на другую, радующую глаз, с новым содержанием «Дом-музей А. Спендиарова». Не надо забывать, а тем, кто запамятовал, напомнить, что наш город – это город со славным музыкальным прошлым, своими традициями. А как было бы прекрасно раз в году в день рождения композитора устраивать небольшой праздник с исполнением «Крымских этюдов», чтобы эту чарующую музыку мы слышали не только по «Маяку», но и в городе, где карасувбазарские улочки и площади помнят великого композитора.

Стены, где рождалась музыка, следовало бы сохранить и отреставрировать, приблизиться к первоначальному облику дома, избавиться от строительных напластований времени. И еще. Назвать одну из улиц именем маэстро Спендиарова.

Давайте вслушаемся в «Крымские этюды», и мы услышим гармонию крымских мелодий, где звучат протяжная зурна, ритмические удары даула и даре. А переливы лирического саза перекликаются со стонами скрипки, и представим на миг безжалостные клыки покорного бульдозера…

Э.Тав-Даирлы




Литература, использованная при подготовке материала: 

1. А.Орлова, М.И.Глинка. Летопись жизни и творчества. М., 1952.

2. Н.А.Римский-Корсаков Летопись моей музыкальной жизни. Санкт-Петербург.1910.

3. М.Спендиарова. Спендиаров. М, 1964. А.Куруман. А.К.Глазунов. М., 1965.

4. Журнал «Йылдыз» № 3. Ташкент, 1981.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Данный ресурс освещает новости Белогорского района Республики Крым.

Архив блога